Статья подготовлена с использованием нормативно-правовой базы по состоянию на 05.03.2025 г.
WESTLEGAL с 2012 года проводит аудит рекламы и информации, размещаемой в СМИ, поэтому тщательно следит за изменением рекламного законодательства, штрафы за нарушение которого доходят до 500 000 рублей.
Изменения в ФЗ "О рекламе" вступают в силу с 1 апреля 2025 г. и касаются всей цепочки распространителей рекламы, для которых вводится обязательный ежеквартальный сбор (далее - Сбор) - в размере 3% квартального дохода, полученного от услуг, связанных с распространением рекламы в Интернете, направленной на потребителей РФ (аудитории в России)[1].
Начало уплаты Сбора – 3 квартал 2025 г. за 2 квартал 2025 г.
Плательщики Сбора:
1) рекламодатели (если размещают рекламу на иностранных площадках в Интернете – заключили договор с иностранными компаниями, физ. лицами, например, на рекламу в Google, Telegram, на иностранных сайтах и т.п.);
2) рекламораспространители;
3) операторы рекламных систем;
4) контрагенты (агенты, исполнители, посредники) данных субъектов по соответствующим договорам За плательщиков 2,3,4 исчисляет сбор Роскомнадзор.
Плательщик 1 – рекламодатель, выступает посредником-агентом, если заключил договор с иностранным лицом на распространение рекламы в Интернете, направленной на потребителей РФ. Он обязан исчислить, удержать и перечислить в бюджет сбор из вознаграждения, уплаченному посреднику и уведомить посредника о произведенных исчислениях самостоятельно.
Как будут отслеживать уплату сбор: перед публикацией рекламы в Интернете, информация рекламодателе, распространителе и посредниках заносится в ЕРИР (единый реестр Интернет-рекламы) через ОРД (операторов рекламных данных).
Если участники занесены в ЕРИР в качестве участников цепочки рекламы, они и есть плательщики/посредники в уплате сбора.
Рассмотрим основные конструкции взаимодействия участников:
1) Продавец товара может настраивать рекламу самостоятельно или обратиться напрямую к рекламораспространителю (например, владельцу сайта), и тогда рекламная цепочка состоит из двух звеньев: рекламодатель (продавец товара) и рекламораспространитель (рекламная система или владелец сайта).
2) Продавец может заказать рекламу у посредника — рекламного агентства, частного лица, сервиса автоматизации рекламы — и тогда цепочка состоит из трех звеньев: рекламодатель (продавец товара), посредник, рекламораспространитель.
Важный вопрос – многократное удержание сбора. По сегодняшним нормам платит каждый участник цепочки с полученного дохода от рекламы (исходя из маркированных и учтенных через ОРД в ЕРИР). Если участвует и рекламораспространитель и посредник, то каждый из них уплачивает по 3 %. А если в цепочке участвует несколько посредников, то каждый из них также обязан уплатить сбор.
Этот момент находится на обсуждении, что в будущем может освободить некоторых участников цепочки от оплаты сбора или уточнить порядок его уплаты во избежание увеличения стоимости рекламы на конечном этапе.
Механизм и особенности уплаты сбора пока не установлены окончательно. Они будут описаны в постановлении Правительства РФ, которое пока не принято.
[1] ФЗ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), ФЗ от 26.12.2024 г. № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О рекламе» отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 479, или Закон).
WESTLEGAL с 2012 года проводит аудит рекламы и информации, размещаемой в СМИ, поэтому тщательно следит за изменением рекламного законодательства, штрафы за нарушение которого доходят до 500 000 рублей.
Изменения в ФЗ "О рекламе" вступают в силу с 1 апреля 2025 г. и касаются всей цепочки распространителей рекламы, для которых вводится обязательный ежеквартальный сбор (далее - Сбор) - в размере 3% квартального дохода, полученного от услуг, связанных с распространением рекламы в Интернете, направленной на потребителей РФ (аудитории в России)[1].
Начало уплаты Сбора – 3 квартал 2025 г. за 2 квартал 2025 г.
Плательщики Сбора:
1) рекламодатели (если размещают рекламу на иностранных площадках в Интернете – заключили договор с иностранными компаниями, физ. лицами, например, на рекламу в Google, Telegram, на иностранных сайтах и т.п.);
2) рекламораспространители;
3) операторы рекламных систем;
4) контрагенты (агенты, исполнители, посредники) данных субъектов по соответствующим договорам За плательщиков 2,3,4 исчисляет сбор Роскомнадзор.
Плательщик 1 – рекламодатель, выступает посредником-агентом, если заключил договор с иностранным лицом на распространение рекламы в Интернете, направленной на потребителей РФ. Он обязан исчислить, удержать и перечислить в бюджет сбор из вознаграждения, уплаченному посреднику и уведомить посредника о произведенных исчислениях самостоятельно.
Как будут отслеживать уплату сбор: перед публикацией рекламы в Интернете, информация рекламодателе, распространителе и посредниках заносится в ЕРИР (единый реестр Интернет-рекламы) через ОРД (операторов рекламных данных).
Если участники занесены в ЕРИР в качестве участников цепочки рекламы, они и есть плательщики/посредники в уплате сбора.
Рассмотрим основные конструкции взаимодействия участников:
1) Продавец товара может настраивать рекламу самостоятельно или обратиться напрямую к рекламораспространителю (например, владельцу сайта), и тогда рекламная цепочка состоит из двух звеньев: рекламодатель (продавец товара) и рекламораспространитель (рекламная система или владелец сайта).
2) Продавец может заказать рекламу у посредника — рекламного агентства, частного лица, сервиса автоматизации рекламы — и тогда цепочка состоит из трех звеньев: рекламодатель (продавец товара), посредник, рекламораспространитель.
Важный вопрос – многократное удержание сбора. По сегодняшним нормам платит каждый участник цепочки с полученного дохода от рекламы (исходя из маркированных и учтенных через ОРД в ЕРИР). Если участвует и рекламораспространитель и посредник, то каждый из них уплачивает по 3 %. А если в цепочке участвует несколько посредников, то каждый из них также обязан уплатить сбор.
Этот момент находится на обсуждении, что в будущем может освободить некоторых участников цепочки от оплаты сбора или уточнить порядок его уплаты во избежание увеличения стоимости рекламы на конечном этапе.
Механизм и особенности уплаты сбора пока не установлены окончательно. Они будут описаны в постановлении Правительства РФ, которое пока не принято.
[1] ФЗ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), ФЗ от 26.12.2024 г. № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О рекламе» отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 479, или Закон).