Новости Westlegal

Как продают товары покинувших Россию брендов?

Какие правовые инструменты могут быть у розничных сетей, чтобы легально продолжать продажу продукции производителей, покинувших рынок РФ?

В калининградских торговых сетях по-прежнему реализуется продукция брендов, которые покинули российский рынок (речь идет о брендах Coca-Cola, Pepsi, чипсах Pringles и других). Напомним, что использование товарного знака разрешается с согласия правообладателя, а отсутствие прямого запрета не считается разрешением.
Легальных способов продажи импортных товаров с нанесенными на них товарными знаками три:
получение разрешения от правообладателя/его представителя на ввоз товара на территорию РФ;
- ввоз товара, маркированного товарным знаком, введенного в оборот на территории Евразийского экономического союза;
- механизм параллельного импорта.
Все способы предполагают, что правообладатель либо сам ввел в оборот товар, либо дал своё согласие на это. С этого момента правообладатель перестает контролировать и запрещать распространение своего товара маркированного товарным знаком – принцип исчерпания права.

У нас продолжает действовать принцип национального исчерпания права на товарный знак (ст. 1487 ГК РФ). Если товар с нанесенным на него товарным знаком введен в гражданский оборот в России самим правообладателем или с его согласия, при дальнейшей перепродаже получать согласие не нужно.
Также у нас действует региональный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак в отношении товаров, которые были введены в оборот на территории государства-члена ЕАЭС правообладателем или с его согласия (п. 16 приложение № 26 к Договору о Евразийском экономическом союзе).
К примеру, производитель изготовил 2000 бутылок воды в России, на этикетки нанес товарный знак «Ви», продал партию, ее скупили и дальше продают, рекламируют.
Правообладатель не может запретить продавать, рекламировать другим продавцам законно введенный им самим же в оборот товар с товарным знаком, он исчерпал свое право и не контролирует дальнейшее распространение. Такие товары могут без согласия правообладателя товарного знака перемечаться по территории ЕАЭС.
Но импорт товаров в Россию из других государств (не членов ЕАЭС) уже требует подтверждения от правообладателя товарного знака. Это контролируется таможенными органами, которые при ввозе проверяют товарный знак, нанесенный на товар в специальном Таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности.
Реестр формируется по заявлениям правообладателей. Если товарный знак в реестре и при таможенном контроле выяснится, что согласия от правообладателя нет, товар считаться контрафактным, что означает штрафы, конфискацию, уничтожение или другие меры.
Если согласие есть, товар проходит таможенные процедуры и в дальнейшем будет считаться введенным в гражданский оборот в России.
Приказ Минпромторга, разрешивший параллельный импорт, ввел исключение из национального и регионального принципов, ослабив контроль. Исчерпание права на товарный знак в отношении товаров, указанных в Приказе действует с момента введения в гражданский оборот на территории третьих стран. Таможенные органы не проверяют товарные знаки по реестру, согласие правообладателя при ввозе не требуют. Правомерность введения в гражданский оборот предполагается.
Продукты питания действительно не включены в перечень товаров, по которым параллельный импорт разрешен. Минсельхоз обозначил свою позицию в отказе включать продукты питания в перечень разрешенных из «опасений роста контрафакта».
Так как продукты питания имеют непосредственное влияние на жизнь и здоровье людей, проверка легальности введения в оборот таких товаров очень важна. И согласие правообладателя – это косвенное подтверждение оригинальности и безопасности.
С брендом Coca-Cola все более чем объяснимо. Срок включения в таможенный реестр товарных знаков компании «The Coca-Cola Company» истек еще 21.04.2022. Компания продлить его не смогла, поэтому меры таможенного контроля не принимаются и согласия от правообладателя на ввоз на таможне не требуют. Coca-Cola сейчас, можно сказать, вне контроля таможенных органов этом смысле.
Предполагаем, что для других товаров срок также мог истечь, товары могут ввозиться из стран-членов ЕАЭС, поставки идут через зарубежных дистрибьюторов в третьих странах или закупаются для личных нужд небольшими партиями.
Такие инструменты сложно назвать законными, они несут риски предъявления требований правообладателем товарного знака и другие последствия.
Санкционные сыры и другие товары у нас тоже можно найти при желании, но это не значит, что механизмы их ввоза легальны.

Как проходит контроль качества ввезенных товаров?

Необходимо ли получать сертификат или заключение Роспотребнадзора на условную банку Coca-Cola, которая была куплена в Польше?

Вправе ли торговые сети самостоятельно проводить тестирование?

Какие требования предъявляются к ввезенным товарам (обязательное информация о составе продукции на русском языке и т. д.)?

Какая ответственность за продажу товара без согласия правообладателя?

Команда Westlegal подробно изучила эти и иные вопросы параллельного импорта.

Подробности вы можете узнать, обратившись к нам в офис.

{$te}