1. Может ли предприниматель свободно использовать изображения Кафедрального собора, Музея янтаря, Музея Мирового океана?
Калининградская область стала популярным направлением туризма. Море, уют, архитектура притягивают людей со всей России. Одна за другой открываются сувенирные лавки с магнитами и марципаном, предлагающие увезти с собой кусочек Калининграда и побережья. С прилавков смотрят самые узнаваемые достопримечательности региона. RUGRAD и юристы «Западной юридической компании» подготовили правовые рекомендации и ответы на актуальные вопросы в сфере использования изображений облика музеев и их объектов.
По закону о музейном фонде и основам законодательства о культуре предприниматель обязан получить разрешение от дирекции музея на производство и реализацию сувениров, журналов, рекламы с изображением здания музея или музейных экспонатов. Перед размещением музея на любой кружке или магните, перед фото или видеосъемкой рекламы, например, на фоне Кафедрального собора, нужно обязательно получить у учреждения соответствующее разрешение.
2. Разве кто-то узнает, что нет разрешения, ведь туристу разница не видна?
Рекламный ролик потенциально может увидеть сотрудник музея, а представители проводят регулярные рейды по сувенирным лавкам, фиксируя продающиеся без согласия товары с изображениями экспонатов или самого музея. Продавцу сразу же предлагается заключить договор на использование объекта. Если он не согласен, музеи через суд взыскивают убытки, требуя прекратить незаконное использование изображений. Если на сайте музея нет соответствующей информации, форм договоров и цен, такое согласие также нужно запрашивать.
Подобная практика распространена по всей России. К примеру, у «Комсомольской правды» Государственный музей-заповедник «Павловск», который находится в Санкт-Петербурге, через суд мог изъять 10-тысячный тираж журналов с фотоизображениями экспонатов и интерьеров музея, если бы стороны не заключили мировое соглашение. Представьте размер потерь владельца газеты.
Похожие нормы действуют и в других странах, а условия использования некоторых фотобанков, например Shutterstock, не позволяют загрузить фото на продажу без разрешения музея.
3. Какая практика сложилась в Калининграде?
Больше всего практики накоплено по использованию изображения Кафедрального собора. Музей зарегистрировал облик собора с разных ракурсов в качестве товарного знака. Это позволяет музею защищаться разными способами, не только по законодательству о культуре, но и пользоваться режимом охраны средств индивидуализации. За нарушение культурное учреждение взыскивает убытки или компенсацию в рамках гражданской ответственности. Кроме того, предприниматели привлекаются к административной ответственности в виде штрафа за незаконное использование товарного знака с конфискацией всей продукции.
Плата за использование облика Кафедрального собора установлена символическая — в виде покупки этикеток: 1 изображение на сувенире = 1 этикетка. Музей отслеживает нарушение очень просто: на товаре с изображением собора должна быть голографическая этикетка.
Вопрос заключается не только в рисках и возможных потерях для бизнеса. Объекты культурного наследия — это память поколений и наше достояние. Собранные средства идут на восстановление исторических памятников и их содержание. Таким образом, предприниматели в том числе участвуют в сохранении культурного наследия региона.