Статья подготовлена с использованием нормативно-правовой базы по состоянию на 14 октября 2024 г.
Федеральным законом от 08.08.2024 № 221-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон о майнинге) определены понятия «майнинг», «майнинговая инфраструктура», «майнинг-пул», «оператор майнинговой инфраструктуры», что означает признание и легализацию данной деятельности государством
Законодатель установил следующих субъектов майнинга:
1) майнеры - физическое лицо или организация;
2) майнинг-пул – объединение майнеров и ресурсов для добычи криптовалюты;
3) оператор майнинг-пула;
4) оператор майнинговой инфраструктуры (кто предоставляет мощности).
Регистрация в реестре
Установлена обязанность для майнеров/участников майнинг-пулов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по регистрации в специальном реестре. Из реестра, за нарушение требований, могут исключить. Физическим лицам вступать в реестр не нужно, если не превышаются лимиты потребления электроэнергии, которые пока не установлены.
Закон указывает, что заниматься майнингом без включения в реестр запрещено. Но, на сегодня реестр еще не создан, требования по порядку должно установить Правительство РФ. Ответственности за не включение в реестр также пока не установлено.
Направление уведомления о получении криптовалюты
При получении криптовалюты в результате майнинга, физические и юридические лица, ИП обязаны уведомлять орган, определенный Правительством РФ (еще не установлен) об этом. В уведомлении потребуется указать адрес-идентификатор.
Введены ограничения на занятие майнингом для:
1. Определенных субъектов РФ (перечень еще не утвержден, необходимо следить за обновлениями закона);
2. Лиц с неснятой судимостью за экономические преступления, а также имеющим отношение к экстремистским организациям;
3. Энергетических компаний, занимающиеся продажей, поставкой, распределением электроэнергии.
Последствия изменения законодательства для компаний:
1. Возможность возмещать НДС за покупку оборудования для майнинга;
2. Риски ответственности в случае невступления в реестр, ненаправления уведомления о получении криптовалюты за майнинг и несоблюдения установленных требований;
3. Увеличение налоговой нагрузки. Сегодня у ФНС РФ имеется позиция, что доход, подлежащий налогообложению, возникает от продажи криптовалюты (Письмо Федеральной налоговой службы от 26.05.2023 № СД-4-3/6639@ «О ведении деятельности, связанной с торговлей криптовалютой»).
WESTLEGAL на страже обновления законодательства.
Федеральным законом от 08.08.2024 № 221-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон о майнинге) определены понятия «майнинг», «майнинговая инфраструктура», «майнинг-пул», «оператор майнинговой инфраструктуры», что означает признание и легализацию данной деятельности государством
Законодатель установил следующих субъектов майнинга:
1) майнеры - физическое лицо или организация;
2) майнинг-пул – объединение майнеров и ресурсов для добычи криптовалюты;
3) оператор майнинг-пула;
4) оператор майнинговой инфраструктуры (кто предоставляет мощности).
Регистрация в реестре
Установлена обязанность для майнеров/участников майнинг-пулов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по регистрации в специальном реестре. Из реестра, за нарушение требований, могут исключить. Физическим лицам вступать в реестр не нужно, если не превышаются лимиты потребления электроэнергии, которые пока не установлены.
Закон указывает, что заниматься майнингом без включения в реестр запрещено. Но, на сегодня реестр еще не создан, требования по порядку должно установить Правительство РФ. Ответственности за не включение в реестр также пока не установлено.
Направление уведомления о получении криптовалюты
При получении криптовалюты в результате майнинга, физические и юридические лица, ИП обязаны уведомлять орган, определенный Правительством РФ (еще не установлен) об этом. В уведомлении потребуется указать адрес-идентификатор.
Введены ограничения на занятие майнингом для:
1. Определенных субъектов РФ (перечень еще не утвержден, необходимо следить за обновлениями закона);
2. Лиц с неснятой судимостью за экономические преступления, а также имеющим отношение к экстремистским организациям;
3. Энергетических компаний, занимающиеся продажей, поставкой, распределением электроэнергии.
Последствия изменения законодательства для компаний:
1. Возможность возмещать НДС за покупку оборудования для майнинга;
2. Риски ответственности в случае невступления в реестр, ненаправления уведомления о получении криптовалюты за майнинг и несоблюдения установленных требований;
3. Увеличение налоговой нагрузки. Сегодня у ФНС РФ имеется позиция, что доход, подлежащий налогообложению, возникает от продажи криптовалюты (Письмо Федеральной налоговой службы от 26.05.2023 № СД-4-3/6639@ «О ведении деятельности, связанной с торговлей криптовалютой»).
WESTLEGAL на страже обновления законодательства.